среда, 13 июля 2016 г.

Калужский гений о космическом разуме

В последнее время философы, психологи, экологи и представители других гуманитарных профессий все чаще и заинтересованней обсуждают возможность существования «внеземного разума». Под этим подразумеваются различные гипотезы, идеи и представления, говорящие о едином Разуме Вселенной, мыслящих планетах, одушевленности планеты Земля, о сознании не только живой, но и косной материи и, наконец, об иных цивилизациях, пришельцах и НЛО. Все это, несомненно, связано с определенным кризисом чисто технократического развития человечества и поисками иных, альтернативных путей его прогресса, с попытками определенной гуманизации цивилизации «Хомо сапиенс».

Проблема имеет давние традиции и глубинную связь с воззрениями школы русских космистов конца прошлого и начала нынешнего века: Вл. Соловьева, оригинальнейшего русского мыслителя Н. Федорова, Е. и Н. Рерихов, Е. Блаватской, Н. Бердяева и в особенности с концепцией ноосферы, т. е. сферы разума во Вселенском масштабе, В. Вернадского. Особое место в этом ряду занимает «отец космонавтики» К. Циолковский.

Обычно обсуждение этого вопроса вызывает живейший отклик у широкого читателя, изголодавшегося на сухом пайке официально разрешенной и строго дозируемой информации. Люди хотят знать и приобщаться к сокровищнице оригинальных концепций великих мыслителей. Поэтому проблема внеземного разума нам представляется актуальной и достойной широкого отражения на страницах нашего журнала.

Творчество Константина Эдуардовича Циолковского сегодня вдруг приобрело новое звучание и особый смысл. Наследие великого русского космиста еще достаточно не изучено, существуют его никогда не публиковавшиеся или единожды опубликованные труды, являющиеся теперь библиографической редкостью.

Поражает то, как свежо, остро и злободневно для нашего времени звучат высказывания ученого.

К. Э. Циолковский
К. Э. Циолковский


Одержим человек неброский -
Лишь Калуге одной знаком -
Глуховатый старик Циолковский,
Слывший издавна чудаком.
Самодельным рупором старым,
Выставляя его в окно,
Слушал то, что сейчас радаром
Уловить не всегда дано.
Время лопается от натуги,
Век космический за стеной.
И висит на стене в Калуге
Рупор старенький жестяной.

Владимир Третьяков.
 
Солнечное безоблачное утро — сверкает ясное голубое небо. Через наш лагерь стремительно несется огромный темный коршун. Наши монголы и мы следим за ним Но вот один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу:

— Что там такое? Белый воздушный шар?

— Аэроплан?

И мы замечаем, на большой высоте что-то блестящее движется в направлении от севера к югу. Из палаток принесены три сильных бинокля. Мы наблюдаем объемистое сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба. Оно движется очень быстро. Затем мы замечаем, как оно меняет направление более к юго-западу и скрывается за снежной цепью Гумбольдта. Весь лагерь следит за необычным явлением, и ламы шепчут: - Знак Шамбалы»

Это сообщение об НЛО написано в 1927 г. во время знаменитой тибетской экспедиции великого русского художника Н. Рериха. То есть написано задолго до того, как эта проблема стала официальной благодаря тому, что в 1947 г. американский летчик Арнольд увидел вереницу летающих тарелок над Скалистыми горами. Странно, что за 20 лет на сообщение Рериха не обратили внимания, и приоритет проблемы отдан Арнольду. Но если мы начнем двигаться в глубь истории, то обнаружим все более и более ранние свидетельства о летающих объектах вплоть до сообщений Плутарха и Аристотеля о летающих серебристых дисках и тому подобных небесных, как тогда считали, «знамениях», обычно что-либо предвещавших или сопутствовавших какому-либо великому событию.

В этом смысле одно из самых интересных ранних упоминаний об НЛО можно найти в связи с жизнью Александра Македонского, который по легенде вообще якобы путешествовал на небо. Это описание приведено в отличном переложении известного русского поэта и писателя начала нашего века М. Кузмина. Итак, умирает Александр Великий: «В воздухе нависла густая мгла и на небе днем взошла необыкновенной величины звезда, быстро идущая к морю, сопровождаемая орлом, а кумиры в храме медленно со звоном колебались. Потом звезда снова пошла в обратный путь от моря и встала, горя, над покоем царя. В то же мгновение Александр умер». Здесь же уместно вспомнить о вифлеемской звезде, тоже движущейся, сопровождавшей рождение Иисуса Христа, и многие другие события, о которых сохранились воспоминания не только по их значимости, но и по сопровождавшим их странным летающим объектам.

Все это, несомненно, знал К. Э. Циолковский — великий космист, но как материалист и натуралист не поверил бы в эти и другие свидетельства даже авторитетных людей, если бы сам не испытал подобные же впечатления. Вот как он об этом говорит: ««Я сам два раза в жизни был свидетелем таких явлений и потому не могу их отрицать». О чем идет речь? Во-первых, о проникновении каких-то разумных сил в наш мозг и, во-вторых, о вмешательстве их в человеческие дела. «Когда я сам увидел подтверждение, — продолжает ученый, — то сделался склонным верить и другим». Не вмешательством ли внеземного разума следует тогда объяснить и ранние выдающиеся способности ученого, и его великие научные прозрения, в некоторых из которых он опередил свое время вовсе не на десятилетия, как думают, и даже не на столетия, а — на тысячелетия. Возьмем пункт 15 его знаменитой космической программы, или «Плана КЭЦ», как теперь этот документ называют (всего в программе 16 пунктов): «Население Солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному Пути».

Это — теория эволюции человечества, которую К. Э. Циолковский прогнозирует на тысячелетия вперед (ясно, что раньше освоение Млечного Пути осуществлено быть не может) Теории Циолковского безграничны по времени и месту: это вся Вселенная, которую постепенно захватывает безмерно расширяющееся человечество, это безграничное время, дающее безграничные возможности совершенствования человека, вплоть до его превращения в высшее разумное существо космоса.

Но если грядущее человечество неизбежно достигнет высших степеней совершенства, то почему в безграничной Вселенной, в которой находятся миллиарды таких планет, как Земля, не быть высшим цивилизациям? Более того в основном они и должны быть таковыми в условиях безграничного времени Много ли на Земле младенцев, возраст которых измеряется минутами и секундами? - спрашивает Циолковский. Единицы! Земля пока пребывает в младенчестве секундного возраста. Ясно, что таких Земель должно быть мало, а основную массу во Вселенной занимают зрелые цивилизации.

Если цивилизация разумных существ космоса высокоразвита, она обладает способностью проникать в любой уголок Вселенной, за считанное время переноситься с одной планеты на другую, ибо возможности этих цивилизаций мы и представить себе не можем (не судить же об этом, добавим мы, по нашим грохочущим и чадящим ракетам — это поистине младенчество техники!).

Если это так, на Земле должны появляться посланцы высокоразвитых цивилизаций. И мы их видим, и свидетельства их присутствия по крайней мере дважды ощущал Циолковский.

Таков вкратце ход рассуждений ученого.

Как оценивает современная наука состояние вопроса о возможности заселения космоса? Обратимся к американским источникам. Авторитетная работа двух американских специалистов Д. Голдсмита и Т. Оуэна, которая так и называется «Поиски жизни во Вселенной», оценивает число цивилизаций, существующих в настоящее время в Галактике и способных к общению друг с другом, от миллиардов до миллионов. Это число относится только к нашей Галактике, называемой Млечным Путем, а во Вселенной их существуют миллиарды миллиардов. Таким образом, современная наука подтверждает выводы Циолковского о множественности разумных цивилизаций в бесконечной Вселенной.

Высокоразвитая цивилизация, по К. Э. Циолковскому, не является цивилизацией земного типа. На Земле жизнь самозародилась, считает ученый Это долгий и трудный путь эволюции. Недаром уже в древности это понимали и называли Землю «юдолью страданий и печали». На Земле много зла. И не скоро оно еще будет прекращено. Великие пророки древности предрекали длительные беды, прежде чем Земля очистится и перейдет в светлое царство гармонии и счастья. Так, в откровении Иоанна Богослова мы читаем: «И тогда услышал я, как громкий голос из храма сказал семи ангелам: «Идите и выплесните на Землю содержимое семи чаш с Божиим гневом».
Иеронима Босха «Разрушение деревни с воздуха»
На картине Иеронима Босха
«Разрушение деревни с воздуха»
(Лиссабон, Национальный музей),
созданной между 1490 т 1505 годами,
изображены «летающие тарелки»,
с сидящими на них загадочными существами
«инопланетянами»?
...Ангелы последовательно стали это выполнять, и что же произошло с человечеством? В первой чаше были ужасные болезненные язвы для людей Земли. После второй чаши превратилось море в кровь, и все живое в море умерло. Третья чаша обратила реки и источники в кровь. Четвертой чашей люди были сожжены огнем великим от Солнца. Пятая чаша погрузила царстве зверя (людское порочное общество) во мрак. После шестой чаши цари Земли собрались и устроили великую битву между собой. От седьмой чаши случилось такое великое землетрясение, которого на Земле никогда не было: исчезали города, острова, горы. И только после этих и еще более ужасных мук и катаклизмов наступает, свидетельствует в своих образных пророчествах апостол, новая эра: «И тогда увидел я новое небо и новую Землю, ибо прежние и небо и Земля исчезли, и море больше не существовало».

В принципе пророки правы, и мы знаем, что именно такой ценой развивается человечество, идет прогресс. Естественно поэтому, что Циолковский не считал путь саморазвития наилучшим и полагал, что высшие разумные существа космоса должны распространять жизнь сознательно: путем переселения высокоразвитых существ на планеты, благоприятные для жизни. Низшую жизнь, как самозародившуюся и обреченную на длительный путь эволюции («страданий» и «сумасшествия», по словам ученого), они должны уничтожать. И лишь в редких исключениях, считает ученый, могут быть оставлены саморазвившиеся низшие сообщества животных и людские цивилизации для наблюдения за ними и их исследования. Земную Циолковский считал именно такой, «оставленной» для экспериментов цивилизацией, за которой ведут наблюдения высокоразвитые цивилизации. Инопланетяне, посещающие Землю, уверен и автор популярных на Западе книг на эту тему Иоганнес фон Бутлар, прилетают для изучения землян, которые с их точки зрения находятся на самом примитивном уровне развития. Именно для этого они берут, по свидетельству уже многих очевидцев, к себе в летательные аппараты представителей различных рас и народов и подвергают их лабораторным исследованиям. Таким образом, мы видим, как эта идея Циолковского «овладела умами» наших современников и составляет одну из примечательных черт мироощущения человека конца XX века.

Почему же мы, большинство людей, не ощущаем присутствия каких-то посторонних сил, наблюдающих за нами? Во-первых, это влияние мы испытываем постоянно, считал Циолковский. Доказательство присутствия космического разума — внезапные озарения, которые бывают у людей, различные гениальные идеи и т. д. Сам Циолковский считал, что его идеи также навеяны высшими разумными силами. Во-вторых, не исключено, что космические силы не вмешиваются активно в земную жизнь, считая, возможно, что она не находится еще на той стадии, когда это следует делать. Пример, который приводит ученый: первая мировая война. Допустим, ее можно было бы предотвратить с помощью вмешательства извне из космоса. Но это ничего бы не дало. Люди должны были пройти через ужас и страдания к идее братства. Правоту ученого подтверждает опыт пророков различных этических учений, которых обычно не понимали и не принимали. Прямые проповеди Ильи-пророка, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа практически ничего не дали в смысле улучшения нравов и лишь навлекли на их авторов беды. Лишь длительный путь страданий заставляет людей постепенно убеждаться в правоте произнесенных когда-то «заповедей».

Подобная горькая судьба выпала и на долю наших современников — пророков новых идей, самым ярким из которых является А. Д. Сахаров. Не устами ли таких людей говорит космос? Но одновременно их опыт подтверждает мысль о том, что люди до всего должны доходить сами, через свой опыт, тогда лишь семена попадают на благодатную почву и прорастают и приносят урожай сторицей, как сказано в библейской притче о сеятеле. В противном случае пророки гибнут, идеи пропадают втуне.

...В научно-исследовательском центре имени Эймса (США), изучался вопрос о том, как сделать Марс пригодным для жизни. Предлагались два этапа: согревание планеты и приспособление ее атмосферы для дыхания. Первый этап может потребовать 200-300 лет. второй — несколько тысяч лет... Утопия? Нет, нисколько! Это научный прогноз. Конечно, сроки длительны, но что они в сравнении с бесконечностью времени? Таким образом, мы видим, что и самая что ни на есть коммерческая и «рационалистическая» наука (а американцы другой не исповедают), намечает тот же путь заселения планет, описанный Циолковским как наиболее целесообразный во Вселенной. Другое дело, поблизости от Земли нет планет, удобных для создания нового «дома» для человечества, если, правда, не подтвердится гипотеза о существовании в солнечной системе 10-й планеты «X». во всем подобной Земле, отсюда и необходимость сначала преобразовать нашу планету.

Циолковский понимал, что высшие разумные существа космоса мало что должны иметь общего с современным «земным» человеком. Кстати, об этом же грезил и Ф. Ницше, когда говорил: «Я учу Вас о Сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Доныне все существа создавали нечто, что выше их: вы же хотите стать отливом этой великой волны и скорее вернуться к зверям, чем преодолеть человека?» И еще: «Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью». Тленность, недолговечнсть, страсти и пороки, физическая и умственная немощь и ограниченность его характеризуют. Не таков житель Вселенной. Неограниченная продолжительность жизни, могущество разума и воли, физическое и духовное совершенство — только такой герой, по Циолковскому, может управлять Вселенной.

Ученый, в принципе не сомневаясь в существовании таких высших существ, предположил, что и состоять они должны из особой «высшей» материи, отличной от земной. Расскажем об этом подробнее.

О параллельных мирах сейчас слышали многие. Это идея Циолковского. Суть ее в том, что одновременно существуют различные цивилизации и во Вселенной вообще и на Земле в частности, построенные из более грубой (как у нас) и более тонкой (иные миры, иные существа) материи. Число таких цивилизаций велико. Почему именно должны существовать параллельные миры из разного по плотности вещества? Мир, по Циолковскому, развивается от более тонкого состояния вещества (это легко доказывается чисто физически), к более «массивному», тяжелому. Когда-то в иные времена уже были цивилизации, и были они из тонкой материи. Нынешняя Вселенная на 99% состоит из водорода. Вселенная прежних эпох состояла из частиц много -легче» водорода, до этого была еще более «легкая» и т.д. до бесконечности. И до настоящего времени осталась тонкая материя — наиболее легкие частицы: нейтрино, кварки и т. д.. как мы теперь знаем; почему бы не остаться и соответствующим существам. Для нас, по Циолковскому, они будут «бестелесны», это как бы «духи», так как они построены из более простой материи.

Они прилетают на Землю или даже живут среди нас? Какие из них прилетают на Землю — «реликты», т. е. оставшиеся от прошлых эпох, или наши современники? Еще более фантастическое предположение: может быть, они прилетают из будущего на «машине времени»? Ответить на эти вопросы затруднительно Может быть, потому трудноуловимы эффекты, создаваемые НЛО, что их оставляют цивилизации параллельных тонких миров. Мы пересекаемся с «теми» высшими существами лишь изредка. В остальном наши органы чувств их не фиксируют. Они светят невидимым для нас светом, излучают неслышимые для нас звуки и т. п. Впрочем, иногда с небес слышатся вполне реальные голоса, возникают различные видения, что без их реального источника кажется чудом (Истории религий полны таких чудес.) Циолковский считал, что в большинстве случаев это могут быть галлюцинации и т. п. явления. Но не во всех. Определенный процент этих происшествий он относил к внеземному разуму. К этой же категории относится то, что теперь называют «полтергейстом» (в переводе с немецкого - «шумный дух») — комплекс явлений, при которых самопроизвольно движутся или самовозгораются предметы, люди подвергаются воздействию невидимых сил и т. п.

Трудно заподозрить работников исполкома в сентиментальности. Но вот в Хорошевском районе г. Москвы новую жилплощадь выдали жильцам на основании того, что в старой квартире происходили явления полтергейста. Об этом сообщила «Московская правда» от 3 марта 1990 г. Вообще в случаях полтергейста люди видят внезапно возникающие в пространстве лица, руки, существа в полный рост, лежащие, идущие, стоящие на воде, одетые в комбинезоны, светящиеся и т. п. Академик АМН СССР В. К Казначеев предполагает, что это полевые, малоизвестные нам формы жизни, не на белково-нуклеиновой основе, как наша жизнь, а на иной. С этими другими формами живого вещества мы можем встречаться, что и создает случаи аномальных, странных явлении и событий. Это вполне соответствует идее К. Э. Циолковского об иных формах живых существ, принадлежащих цивилизациям иных материй и существующих параллельно с нами.

Наконец, Циолковский задается вопросом: а не поселяются ли в человеке, животных, растениях эти живые существа в виде души, в том роде, как об этом учат кришнаиты? Поселяются в человеке, например, при зачатии. Но на этот вопрос ученый отвечает отрицательно, настаивая на том, что «животные космоса» существуют отдельно от нас. Явления души, психики и так хорошо объясняются, считает ученый, исходя из строения мозга, нервной системы, тела. Ведь недаром дух угасает, когда дряхлеет тело. Следовательно, не может быть верна индуистская (кришнаитская) идея о вечном переселении души в одном случае в человека, затем, допустим, в растение и т. д.

В качестве иллюстрации существования сверхразумных существ космоса Циолковским написана фантастическая повесть «Тяжесть исчезла» (1933 г.), где он описывает свое путешествие к внеземной цивилизации. Ее представители — это полностью автотропные, т. е. с замкнутым циклом жизнедеятельности существа, живущие в вакууме и питающиеся энергией Солнца. Циолковский пишет, что он дважды путешествовал к ним, видел их планету, удивительные приспособления.

Фантазия ученого? Но откуда тогда столь точные и детальные описания мира невесомости, даже и поныне удивляющие видавших виды космонавтов достоверностью, откуда удивительные совпадения ряда технических пророчеств? В архивах Циолковского сохранился так называемый «Альбом космических путешествий» - тетрадь рисунков ученого, содержащих в числе прочего формы космических летательных аппаратов. Как две капли воды в ряде случаев они совпадают с типами НЛО, приведенными, например, английским естественнонаучным журналом «Нью сайентист». Рисунки, помещенные в журнале, составлены по описаниям очевидцев — наших современников.
Таблица форм НЛО и космические поселения Циолковского
Формы космических поселений из «Альбома космических путешествий» К. Э. Циолковского (1933 год).
Таблица форм НЛО, составленная на основе описаний очевидцев («Нью сейентист», 1989 год).
Создается впечатление, что Циолковский знал то, что стало известно лишь нашим современникам.
В заключение скажем еще об одном удивительном воззрении основоположника научной космонавтики.

К. Э. Циолковский полагал космос живым и разумным, как бы одним безмерно громадным существом. Все, что делает этот самый высший Разум, целесообразно. И нам не постичь этой целесообразности. Космос сметает и порождает, начинает и умерщвляет, живет как будто бы «автоматически», по выражению Циолковского, но это может быть только временное явление, которое сменится стремительными преобразованиями... И одно из его высших проявлений — «человек разумный». Но Циолковский выступает против антропоцентризма. Все подчиняется некоему еще более высокому разуму. Целесообразность его оценить человеку невозможно. Солидарен с Циолковским великий русский философ Н Бердяев. В работе «Судьбы России» он пишет о том, что неизведанные иррациональные силы, идущие из недр Вселенной, ломают и будут постоянно ломать точную предопределенность человеческой жизни, раз и навсегда заданные нормы. Тот, кто мыслит категориями наивной социальности, различными утопиями, растеряется перед непредсказуемыми событиями, которые готовит будущее. Лишь человек с космической философией в состоянии их пережить, принимая их такими, какие они есть.

Именно таким человеком и был Циолковский. Космизм ученого служил базой его научного оптимизма. «Многое необыкновенное, что случается с нами, - писал Циолковский, - может быть объяснено вполне научно окружающей нас безмерной, мало постижимой и непредвиденной сложностью космоса». Чудесные знаки, таинственные следы этого влияния, постоянного присутствия мы давно уже находим в небе, на земле, внутри себя Мы иногда воспринимаем эти знаки, но почти всегда не понимаем их смысла. Гениальное объяснение их дал в своих трудах еще не полностью понятый, лишь в малой части изученный великий мыслитель — гражданин Вселенной Константин Циолковский.
Кандидат искусствоведения, Лев Мельников.

Тяжесть исчезла


Отрывок о встрече с инопланетянами из повести великого ученого

Моя первая беседа с туземцами


Встреча землянина с космическим жителем
Встреча землянина с космическим жителем.
Рисунок из книги «Тяжесть исчезла»,
Госмашиздат, 1933 г.
— Откуда вы? — спросил я однажды у них.

— Мы — переселенцы с других больших планет.

— Как же вы попали сюда и как живете в пустоте, когда ваши тела были приспособлены к жизни в атмосфере?

— Как мы попали сюда — это я не могу вам объяснить, до такой степени это сложно; что же касается атмосферы, то наши тела изменялись понемногу и применились к жизни в пустоте, как у вас водные животные постепенно превращались в сухопутных и нелетающие в летающих. Вообще на планетах сначала появлялись водные животные, потом — живущие в воздухе и, наконец, в пустоте.

— Я никогда не видал, — прервал я, — чтобы вы ели; скажите, пожалуйста, чем вы питаетесь.

— Мы ничего не едим в том смысле, как вы это понимаете; мы питаемся и развиваемся, подобно растениям, действием солнечных лучей.

— Это восхитительно, что вам не нужно заботиться о куске хлеба и не нужно убивать и пожирать слабейших; ваша жизнь — давнишняя моя мечта, казавшаяся мне неисполнимой. Но я все-таки не понимаю... Растение питается соками земли и газами воздуха, которые энергия солнечных лучей изменяет в ткань растений... А вы говорите, что вы, как растения, ничего не едите.

—    Вначале, правда, пока мы еще окончательно не сформировались, мы живем, как земные растения и животные, в особой искусственной среде, переживая эмбриологически разные фазисы нашей эволюции в бесконечном прошедшем. Ведь и у вас бабочки и другие насекомые в первом периоде живут в форме червяков. Также и лягушки — сначала дышат жабрами, а затем легкими... По сформировании мы покрываемся прозрачной роговидной оболочкой, непроницаемой для тел ни в каком их состоянии, и становимся в пустоте неуязвимыми.

—    Как же вы в таком случае дышите и едите?

Многоэтажные кольцевые поезда, приводимые в движение солнечными моторами
Многоэтажные кольцевые поезда,
приводимые в движение солнечными моторами.
Рисунок из книги «Тяжесть исчезла»,
Госмашиздат, 1933 г.
—    Мы уже объясняли вам, что не едим в вашем земном смысле слова. А по-нашему мы дышим и едим вот так: видите зеленые придатки нашего тела, имеющие вид красивых изумрудных крыльев. В них содержатся зернышки хлорофилла, подобного тому, который окрашивает листья в их характерный цвет; у некоторых ваших животных и в телах есть такие зернышки... Крылья благодаря своей стекловидной оболочке ничего не выпускают наружу, но зато свободно, почти без потери, пропускают свет солнечных лучей. Лучи эти разлагают углекислоту, растворенную в соках, что струятся в наших крыльях, как кровь вашего тела, и совершают тысячи других химических работ, в результате которых получаются разные газы, жидкости и твердые тела. И то, и другое, и третье тут же вступает отчасти в физическую, отчасти в химическую связь с иными составными частями соков, образуя жидкие тела, т. е обогащая соки новыми веществами. Обогащенные ими, соки эти доставляют в каждый момент нашему телу все необходимое для его питания: кислород в слабом химическом соединении, углеводороды и азотистые вещества. Подобное этому делает солнце и в ваших растениях.

—    Превосходно,— возразил я,— но куда же деваются негодные выделения (экскременты) и откуда берут ваши растительные органы вещества для своего питания? Откуда лучи солнца берут материал для своих удивительных работ?

—    То и другое находится в тесной связи. «Негодные» выделения, растворенные в жидкости (в соках), как нечистоты больших городов в водосточных трубах, идут непрерывными потоками в растительные части нашего тела и превращаются в «годные» работою солнца. Совершается вечный круговорот, и мы, не гася жизни, не нуждаемся (по-видимому) ни в пище, ни в питье, ни в кислороде.

—    Чудеса, удивительные чудеса! А у нас обратилось в пословицу, что нужно «есть и пить»... Ну удивились бы люди, если бы им сообщить, что есть существа: не пьют и не едят, а сыты бывают... Но скажите, пожалуйста, как вы при такой малой поверхности ваших крыльев, так сказать, при таком малом полевом хозяйстве, получаете с него без всякого даже удобрения так много, тогда как человеку для прокормления на земле нужно несколько гектар, значит, в тысячи раз больше.

—    А вот как,— сказал один из туземцев,— энергия солнечных лучей в пустоте необыкновенно сильна, кроме того, мы гораздо более значительную часть ее (1/6) превращаем в потенциальную химическую энергию, чем вы, на вашей планете, посредством ваших растений, — и ее нам вполне хватает для поддержания процессов жизни. Ведь вам известно, что квадратный метр поверхности, освещенной нормальными в ней лучами солнца, дает работу, равносильную почти трем паровым лошадям; но мы далее от солнца и потому получаем от него в 3—4 раза менее энергии. Таким образом, при общей поверхности наших крыльев менее, чем в 3—4 м2, мы имеем работу в день, равную потенциальной энергии 5 кг чистейшего углерода, предполагая, что он при выделении сгорает в кислороде; большая часть (5/6) этой энергии согревает наше тело, остальная часть (1/6) идет на образование пищи. Энергия ее соответствует энергии 1 кг углерода. Надо очень много пищи, в обыкновенном ее виде, чтобы она выделила такую Энергию (8 футов хлеба, или 10 фунтов мяса). Ясно после этого, что мы не можем быть голодны.

—    Как? Неужели вы никогда не испытываете неприятных ощущении голода, жажды, болезненного пищеварения?

—    Никогда. У нас есть только регулятор, который показывает, что пора обернуть к солнцу наши крылья, чтобы не заснуть. Если мы не захотим послушать этого указания, то засыпаем сладко. Когда наступает опасность истощения, регулятор будит нас и заботливо указывает на новое обстоятельство. Впрочем, в этой среде, где мы живем, нет облаков, и мы питаемся беспрепятственно.

—    Так вот для чего ваши красивые крылья: они оказываюгся вашим садом, огородом, полем, скотным двором и т. д., потому что доставляют все необходимое для стола, а я ранее думал, что вы летаете...

— Летать мы можем и без крыльев; в пустоте же крылья для вашего обыкновенного летания и бесполезны. Разве у вас летают мухи под колоколом пневматического насоса, когда из него выкачивают воздух?

От звезды к звезде, или от солнца к солнцу


Однажды я спросил моих друзей:

— Вот вы живете солнцем, не нуждаясь в питании, кроме света... Что же про-изойдет, когда этого света не будет... Ведь не станет же сиять солнце вечно! Неужели вы тогда должны погибнуть?

— Во-первых, если вы думаете, что сжатие солнца есть единственный источник ею излучения и на этом основываете свое предположение о прекращении солнечного сияния, то такое основание неверно, ибо истинным источником энергии звезд и, в частности, нашего солнца является выделение колоссальных запасов внутриатомной энергии при тех преобразованиях химических элементов, которые совершаются внутри звезд. А это дает сияние еще несколько миллионов миллионов лет, вместо жалкого десятка миллионов лет, которые насчитывали для остатка жизни солнца астрономы в XIX веке.

Во-вторых, если солнечное сияние и прекратится на время, что, конечно, мы узнаем за много тысяч лет ранее, то ничего не мешает нам лететь к другому солнцу и жить там до его истощения... Мы скитались бы от звезды к звезде по мере их угасания, пока те же звезды не засияли бы новым светом, более обильным и более прекрасным. — Но как же это, — возразил я,— межзвездные расстояния так ужасны?.. Когда же вы достигнете другого очага, другого источника жизни, если свет употребляет месяцы и годы для этого?

—    Свет употребляет годы, и мы не в состоянии двигаться с такою быстротою, — отвечали мне, — на наших «ожерельях» мы приобретаем скорости, подобные планетам, т. е. до 100 км/сек и более. Таким образом, если свет идет годы, то мы проползем то же расстояние в течение тысяч лет; если он бежит месяцы, то мы — сотни лет.

—    Чем же вы живете эти тысячи лет? Неужели слабым звездным светом, который сопутствует вам в течение вашего безотрадного путешествия?

—    Нет, мы живем запасами солнечной энергии, как вы ею живете постоянно.

—    Значит, вы тогда преобразуетесь и питаетесь по-нашему?

—    Нисколько. Мы запасы энергии превращаем в свет, который и поддерживает нашу жизнь, как солнце. Это подобно тому, как вы превращаете энергию солнца, скрытую в угле, в механическую работу, а эту последнюю в электрический свет.

—    Сколько же нужно энергии, сколько запасов на тысячи лет и на миллионы существ?

—    Эти запасы несутся без всякого усилия в произвольном количестве и на бесконечное время, по известным законам инерции. И для каждого из вас запас тысячелетнего питания невелик, а для нас — он и совсем мал. Кубический километр зерна содержит тысячелетнее питание 3 млн. людей; десятиверстный куб — запас на 3 биллиона человек. Такой запас на наших кольцах и ожерельях приготовляется солнцем в несколько секунд. Наконец, мы можем существовать в состоянии блаженной летаргии; и тысячи лет в этом полусне проходят для нас, как минута, как ваш крепкий приятный сон.

Такое состояние требует только определенной темпера-туры и весьма малого количества света...

Возвращение на Землю


Сколько лет прошло,— не знаю. Наступила пора покинуть моих добрых хозяев.

Я своим человеческим сердцем так привязался к ним, к их жизни, к их обстановке и ласкам, которыми они меня постоянно окружали...

Я находил их прекрасными, как старинные драгоценные ваты, я преклонялся перед ними, как перед высочайшими произведениями человеческого ума.

Мало того, — каждый мне казался таким недосягаемо высоким, благородным, и в то же время таким добрым, простым, доступным...

...Но пора возвратиться, и они мне об этом объявили:

—    Ты должен быть у своих и передать то, что ты здесь видел и испытал...

—    Покинуть вас — о, это ужасно! Оставьте меня здесь совсем, оставьте, — и воплотите меня в одно из ваших тел!

Но они были непреклонны...

Сердце мое разрывалось от горя; про Землю я забыл и смотрел на нее, как на нечто мне чуждое...

...Со мной еще поговорили, и я сам пожелал вернуться обратно — и вот я... снова на Земле.

Вот мои забытые впечатления — теперь они, переданные бумаге, лежат перед вами.

Не вспомню ли я и еще чего-нибудь со временем?

Да, друзья мои, я рассказал вам много чудных вещей, но я не рассказал и миллионной доли того, что есть на самом деле.

Что я видел и где я был? В одной солнечной системе. А сколько таких систем? В одном Млечном Пути их миллиарды. А сколько Млечных Путей?!.
К. Э. Циолковский

Комментариев нет:

Отправить комментарий